Характеристика отрасли машиностроения -

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта после топливно-энергетических товаров и металлов. В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства.

Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Машиностроение — это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны материалоемкость, энергоемкость и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны. Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.

Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта.

На основе данного критерия сферы народного хозяйства можно объединить в две группы: В свою очередь эти сферы делятся на отрасли. Отраслевая дифференциация промышленности — возникновение все новых и новых ее отраслей — это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.

Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии. Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.

Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: По этим же признакам различаются и отдельные производства. Отрасль — это группа качественно однородных хозяйственных единиц предприятий, организаций, учреждений , характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую специфическую функцию в национальном хозяйстве. Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса.

Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства. В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно объединить в следующие группы: Группа отраслей инвестиционного машиностроения тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение , развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;.

Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;. Станкостроение — группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;.

Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей производство легковых автомобилей , а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти производство грузовиков и автобусов.

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта: В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;.

В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления , станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение.

Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки. Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям. Научно-технический прогресс — развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий или отраслей, не соответствующих требованиям времени;.

Темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения — влияние данного фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения;.

Рост материального благосостояния и культурного уровня населения — изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности.

Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым ее систематический контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства. Доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;. Коэффициент опережения — выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:. Соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики страны;.

Соотношение между группами А производство средств производства и Б производство предметов потребления. В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства периодические повторяются, изменение текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций.

Для нашей страны характерно опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же, имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Доля военной техники оставалась достаточно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине х гг. Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры.

Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.

Рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств, с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;.

Постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;. В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро — совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.

Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические. Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.

Под сырьем сырым материалом понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения. К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности руда, нефть, уголь, песок, щебень и сельскохозяйственную зерно, картофель, свекла , а к материалам — продукцию обрабатывающей промышленности черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа. Основные материалы — это материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу;.

Вспомогательные материалы — это материалы, не входящие в состав готовой продукции, а только способствуют ее формированию. Топливо и энергия по своей экономической природе относятся к вспомогательным материалам, но в силу особой значимости они выделяются в самостоятельную группу ресурсов. Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы:. Потенциальные топливно-энергетические ресурсы — это объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной экономический район, страна в целом;.

Реальные топливно-энергетические ресурсы в широком смысле слова — это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны. К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести: Более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;.

Краткая характеристика машиностроения мира

Правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива — недопущение потерь т снижения качества;. Он был всего на 0. Рост производства бытовой техники и электроники происходит не столько за счет увеличения спроса на эту продукцию, сколько за счет оптимистических ожиданий производителей и торговых организаций, которые стали заполнять склады в надежде на скорое увеличение потребительского спроса.

Финансовое положение в транспортном машиностроении остается самым тяжелым среди всех отраслей промышленности. Это связано с низким внутренним спросом на продукцию российского автомобилестроения, отсутствием доступа к заемному капиталу, большой просроченной задолженностью. По объему просроченной кредиторской задолженности, как и по объему просроченной дебиторской задолженности, транспортное машиностроение является лидером среди всех отраслей обрабатывающего комплекса российской промышленности.

Финансы и статистика, Банки и биржи, ЮНИТИ, Главная Цены Заказать Статьи О проекте. Home Контрольная работа Экономика отраслей Характеристика отрасли машиностроения. Заказ работы Нужна авторская работа? Все для успешной учебы.

Смотрите также: