« 18 »  08  20 15 г.




Правила написания сонета

Из этой статьи вы узнаете, как написать сонет в этих двух стилях, а также о художественных возможностях менее известных форм сонетов. Используйте шекспировскую схему рифмовки. Шекспировский сонет - отличный инструмент для начинающего поэта, поскольку у него наиболее правильная и понятная схема рифмовки, а также ясная структура. У шекспировского сонета строки рифмуются всегда так: АБАБВГВГДЕДЕЖЖ. Эти буквы символизируют рифмующиеся звуки в конце каждой строчки. Опираясь на эту схему, можно сделать вывод, что последние слова первой и третьей строчки должны рифмоваться, а также второй и четвертой, пятой и седьмой, шестой и восьмой и так далее. В конце рифмуются последние две строки. Пятистопный ямб - это стихотворный размер, то есть способ измерения рифмы. Пятистопный ямб - правильный размер, именно он является одним из самых частых размеров в английской литературе. У пятистопного ямба пять поэтических стоп. Пятистопный слог еще называется пентаметром - этот термин произошел от греческого слова pente "пять". Каждая стопа - это сочетание двух слогов, то есть в каждой строчке пентаметра есть десять слогов. Каждая стопа написана ямбом. Ямб - это слог, в котором за неударной гласной следует ударная, из чего складывается размер вида "та-ДАМ". Примером такого размера служит слово "при-ВЕТ". В строчке, написанной ямбом, будет пять стоп и 10 слогов в размере вида та-ДАМ та-ДАМ та-ДАМ та-ДАМ та-ДАМ. Вносите в размер изменения. Большая часть текста должна быть написана пятистопным ямбом, однако это делает сонет предсказуемым и слишком правильным. Если слегка сдвинуть ударения, можно разнообразить размер и сделать сонет более интересным для слушателя. Кроме того, это привлечет внимание к ключевым моментам в вашем произведении. Например, в одиннадцатой строчке восемнадцатого сонета Шекспира встречается спондей, то есть две ударные гласные подряд: ДАМ-ДАМ. Это слегка нарушает размер и приковывает внимание к смерти, о которой идет речь в этом фрагменте. Используйте шекспировскую строфическую систему. Шекспировский сонет состоит из трех четверостиший и одного двустишия. Четверостишья состоят из четырех строк, написанных ямбом по схеме АБАБ; двустишие состоит из двух строк, написанных ямбом, по схеме АА. В шекспировском сонете первые три четверостишья рифмуются так: АБАБ ВГВГ ДЕДЕ. Двустишие завершает сонет: ЖЖ. Можно отделять эти фрагменты друг от друга пропуском строки, а можно оставлять целым текстом, но в каждом сонете такого типа структура должна быть именно. У сонета должна быть общая идея, а каждая строфа должна развивать мысль. Представьте, что каждая строфа - это отдельная мысль или абзац, в котором вам нужно рассказать о какой-то отдельной особенности темы сонета. Каждое четверостишье должно вести к смене направления повествования, или вольте. В финале в 13-й строчке сонета наступает развязка или раскрывается мысль, к которой подводят четверостишья. В качестве примера рассмотрим тридцатый сонет Шекспира. Второе четверостишье продолжает тему первого и развивает ее: "И об умершей плачу я любви, и о друзьях, исчезнувших в могиле". В третьем четверостишье мысль снова получает продолжение и развитие: "От горя к горю вновь перехожу, печалюсь вновь печалями былого". Автор использует термины, связанные с торговлей: "за что платил, уплачиваю снова". Завершающее двустишие начинается со слова "но", которое отмечает поворотный момент и новую мысль. В нем проблема не разрешается, однако тоска и грусть показываются с другой стороны: "Но только вспомню о тебе, мой друг, не станет больше ни утрат, ни мук". Сонет может быть посвящен чему угодно, однако классический сонет - это стихотворение о любви. Не забывайте, что из-за жесткой структуры вам будет сложно написать сонет о чем-то очень сложном или абстрактном. Развязка наступает достаточно быстро, поэтому выбирайте сюжет, который вам удастся интересно обыграть в конце сонета. Если у вас есть сюжет, требующий размышлений, вам больше подойдет петрарковский сонет. Напишите свой шекспировский сонет. Не забывайте о схеме рифмовки, о пятистопном ямбе с небольшими отклонениями и необходимости развить мысль в трех четверостишьях. В последних двух строчках должна быть развязка. Если вам сложно подбирать рифмы, используйте словарь рифм. Используйте петрарковскую схему рифмовки. У шекспировского сонета жесткая структура, но в случае с петрарковским сонетом все. Первые восемь строчек октет обычно пишутся по схеме АББААББА, а в последних шести строчках возможны разные варианты. Чаще всего используются следующие схемы : ВГВГВГ ВГГВГВ ВГЕВГЕ ВГЕВЕГ ВГВЕГВ Используйте пятистопный ямб. Все строчки должны быть написаны в виде "та-ДАМ", но не забывайте время от времени изменять размер, чтобы подчеркнуть ключевые слова и разнообразить звучание. Продумайте сюжет в соответствии с требованиями строфической структуры петрарковского сонета. У шекспировского сонета довольно жесткая структура, в то время как петрарковский сонет дает больше свободы: в нем есть октет, а затем завершающие шесть строчек, в которых можно развить тему. Благодаря этому петрарковский сонет больше подходит для сложных тем, требующих большого количества текста. В октете описывается тема и проблема. Кульминация наступает в девятой строчке, и в последних шести строчках описывается новый взгляд на проблему. Рассмотрим сонет Уильяма Водсворта "Монашке мил свой нищий уголок. Автор переходит от самых почитаемых людей к низшим: от монахинь к отшельникам, студентам, ремесленникам и пчелам. Изменение направления мысли наступает строчкой раньше, в конце восьми строк. Это не совсем соответствует традиции, однако поэты много экспериментировали с формой изменяли ее в соответствии со своими потребностями. Вы можете делать то же. Кульминация начинается со следующих слов: "И кто в тюрьме свой дом увидеть смог, тот не в тюрьме". Начиная с этих строчек, Водсворт разовьет мысль о том, кому может быть комфортно в ограниченном пространстве. В завершающих шести строках автор говорит, что формальные границы сонета то есть схема рифмовки, пятистопный ямб и строгая структура из восьми и шести строк - это не тюрьма, а способ освободиться и обрести успокоение. Автор надеется, что читатель разделяет это чувство. В последних шести строчках автор помогает читателю переосмыслить чувства и действия людей, о которых шла речь в первых восьми строках. Как и в случае с шекспировским сонетом, не забывайте о схеме рифмовки, строфах, пятистопном ямбе с незначительными изменениями. Помните, что кульминацию можно немного сдвигать, как это сделал Водсворт. Можно прибегать и к другим изменениям. Сонет не раз видоизменялся, поэтому не бойтесь нарушить форму. Примером петрарковского сонета, который разрушает привычную форму, служит стихотворение Эдны Винсент Миллей "Вмещу я Хаос в четырнадцать строк". Это сонет о том, как написать сонет. Миллей использует петрарковскую схему и размер, однако она разбивает строчки анжамбеманами разрывами и переносами и время от времени выходит за рамки размера, чтобы подчеркнуть, как тяжело писать классические сонеты. Попробуйте использовать "урезанную" форму сонета. Эта форма сонета была придумана Джерардом Мэнли Хопкинсом. Хопкинс видоизменил петрарковскую форму. С математической точки зрения хопкинсовский сонет - это три четверти петрарковского сонета, урезанного в соответствующих пропорциях. Поэкспериментируйте с этой формой, и вы увидите, как петрарковский сонет может существовать в условиях ограниченного места. Подумайте, меняется ли что-нибудь в соотношении двух частей при переходе к такой форме. Урезанный сонет состоит из шести строчек со схемой АБВАБВ и пяти строчек со схемой ГВБГВ или ГБВГВ. Кажется, что в таком сонете 11 строк, то есть чуть больше, чем три четверти петрарковского сонета, но в действительности там 10 с половиной строк. Последняя строка - это половина строки, написанной пятистопным ямбом, а иногда даже меньше. Не считая последней строчки, сонет должен быть написан пятистопным ямбом. Сонет Хопкинса "Пестрая красота" является известным примером сонетов такого типа. Последняя фраза "Хвалите его" урезает одиннадцатую строку. Попробуйте использовать разрывы и перетекания фраз с помощью мильтоновского сонета. Эта форма была придумана Джоном Мильтоном, и в ее основе также лежит петрарковский сонет практически в неизменном виде. Однако в петрарковском сонете первые восемь и последние шесть строк разделяются резкой сменой направления мысли, а Мильтон хотел понять, что получится, если избавиться от этих делений. В сонете Мильтона используется петрарковская схема рифмовки АББААББАВГДВГД и пятистопный ямб. Однако в таком сонете нет резкого перехода к другой мысли в начале шестистишия - вместо него есть намеренный разрыв. Разрывая строку или строфу в месте, которое не кажется логичным с точки зрения синтаксиса там, где обычно стояла бы точка, запятая или точка с запятойвы используете такой прием как анжамбеман. В стихотворении "На его слепоту" используется мильтоновская форма сонета. Обратите внимание, как автор разрывает отдельные строчки и объединяет первые восемь и последние шесть строк. В основе форм, о которых шла речь выше, лежит петрарковский сонет, а Эдмунд Спенсер взял за основу шекспировский. В нем используется переплетающаяся схема рифмовки. Сонет состоит из трех четверостиший и одного двустишия, как и шекспировский. Схема рифмовки отличается от шекспировской. Каждое новое четверостишье начинается с рифмы, которой заканчивалось предыдущее. Таким образом, схема становится такой: АБАБ БВБВ ВГВГ ЕЕ. Сравните с классической шекспировской схемой: АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ. Переплетающаяся структура тесно связывает четверостишья за счет повторяющихся рифм, особенно при переходе от одного четверостишья к следующему. Мильтоновский сонет показывает связь между частями петрарковского сонета с помощью разрывов, а спенсеровский - с помощью переплетения рифм. Изучите сонет-терцину, состоящий из более коротких строф. Не считая урезанного сонета, во всех прочих формах в первой части используются четверостишья. Сонет-терцина написан короткими строфами, состоящими из трех строк. Несмотря на это, используется пятистопный ямб и 14 строк. Схема рифмовки выглядит так: АБА БВБ ВГВ ГАГ АА. Обратите внимание, что рифма из первого трехстишья используется в четвертом и завершает весь сонет двустишием. Сонет-терцина подчеркивает связь между строфами в сонете, в том числе звуковую даже больше, чем спенсеровский сонет. Разбивая первую часть стихотворения на группы по три, а не четыре строки, сонет-терцина требует более быстрого развития мысли. Примером сонета-терцины служит стихотворение Роберта Фроста "Знакомство с ночью". Придумайте свою собственную форму сонета. Как вы уже могли убедиться на примере вышеописанных форм сонетов, многие поэты стремились видоизменять сонет. Хотя своей формой сонет обязан Петрарке, он претерпел существенные изменения благодаря Сэру Томасу Уайетту, Генри Говарду, графу Суррею, и, конечно, Шекспиру, который сделал сонет популярным. Однако Хопкинс, Мильтон и Спенсер не побоялись изменять правила двух самых известных форм, и вам стоит следовать их примеру. Попробуйте изменить: Длину строк. Что изменится, если вы напишете сонет четырехстопным ямбом та-ДАМ, та-ДАМ, та-ДАМ, та-ДАМ вместо пятистопного? Что получится, если отказаться от ямба? Прочитайте стихотворение Джерарда Хопкинса "Геенна Отчаянья", в котором соблюдены все каноны петрарковского сонета, кроме размера. Что выйдет, если написать первые восемь строк петрарковского сонета двустишиями АА ББ ВВ ГГ вместо повторяющихся четверостиший АББААББА? Должна ли быть в сонете рифма? Во многих современных сонетах ее. Попробуйте читать ударные гласные громче и выразительнее. Так вам будет проще следить за размером. Можно также стучать рукой по столу или хлопать, чтобы подчеркнуть ритм. Читайте как можно больше сонетов разных видов. Чем лучше вы будете понимать эту форму, тем проще вам будет писать свои собственные сонеты.

Карта сайта

86 87 88 89 90 91 92 93 94


Ирина Бронникова